Трубопроводная арматура. Конструктивные виды

Краны
  Кран — это запорное устройство, в котором подвижная деталь затвора имеет форму тела вращения с проходом для потока рабочей среды, и для его перекрытия вращается вокруг своей оси, перпендикулярной оси трубопровода. Любой кран имеет две основные детали — неподвижную (корпус) и вращающуюся (пробку). В зависимости от геометрической формы уплотнительной поверхности затвора краны разделяются на три основных типа: конические, цилиндрические и шаровые (сферические). В зависимости от характера движения пробки различают краны с вращением пробки без подъема и с подъемом (отжимом) пробки перед поворотом и последующим опусканием (прижимом) после поворота. По наличию или отсутствию сужения прохода краны бывают полнопроходные и суженные. По форме прохода краны могут быть с круглым, прямоугольным, трапецеидальным и овальным проходами. По материалу корпуса или пробки краны бывают бронзовые, латунные, цинково-алюминиевые чугунные, стальные, титановые, пластмассовые, керамические, графитовые и др. По материалу уплотнительных поверхностей краны бывают с металлическими, пластмассовыми, графитовыми и резиновыми седлами или гнездами. По конструкции корпуса различают краны с разъемом параллельным, перпендикулярным или наклонным к оси трубопровода и с цельным корпусом (без разъема). По типу управления и привода краны могут быть с ручным управлением, с гидравлическим, пневматическим или электрическим приводом. По направлению потока и числу патрубков различают краны проходные, угловые, трехходовые, многоходовые. Краны применяются как для газообразных , так и для жидких сред практически с любыми свойствами. Запорные краны в основным используются на магистральных трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, а также в системах городского и коммунального хозяйства.
  Достоинства кранов:
  малое время открытия и закрытия;
  низкое гидравлическое сопротивление;
  небольшая высота и строительная длина.
  Недостатки кранов:
  большие крутящие моменты, необходимые для управления;
  необходимость применения (для некоторых разновидностей) неметаллических уплотнительных элементов.
  Клапаны запорные (вентили)
  Клапан запорный (вентиль) — это конструктивный тип арматуры, в котором для перекрытия потока рабочей среды запорный орган перемещается возвратно-поступательно вдоль центральной оси уплотнительной поверхности корпуса. Подвижным элементом вентиля является шпиндель, ввинчиваемый в резьбу неподвижной ходовой гайки, расположенной в крышке или бугеле. Применение ходовой резьбы, обладающей свойствами самоторможения, позволяет оставлять запорный орган в любом промежуточном положении без его самопроизвольного изменения под действием давления. По конструкции корпуса вентили подразделяются на проходные, угловые и прямоточные. По способу герметизации подвижного соединения шпинделя с крышкой вентили подразделяются на сальниковые и сильфонные. По расположению ходовой резьбы вентили могут быть с выносной или с погружной резьбой. К вентилям условно относят также конструкции арматуры с мембранным (диафрагмовым) запорным органом. Вентили получили широкое применение, когда к надежности и герметичности перекрытия потока рабочей среды предъявляются повышенные требования.
  Достоинства вентилей:
  возможность работы при высоких перепадах давлений на запорном органе и при больших значениях рабочих давлений;
  простота конструкции, обслуживания и ремонта в условиях эксплуатации;
  небольшой ход запорного органа, необходимый для полного перекрытия прохода (0,25 Ду);
  относительно небольшие габаритные размеры и масса;
  возможность использования в качестве регулирующего органа;
  возможность установки на трубопроводе в любом пространственном положении.
  Недостатки вентилей:
  высокое гидравлическое сопротивление;
  невозможность применения на потоках сильно загрязненных рабочих сред, а также на средах с высокой вязкостью;
  возможность подачи рабочей среды только в одном направлении, обусловленным конструкцией клапана.
  Кроме вентилей, предназначенных для полного перекрытия потока рабочей среды, в некоторых технологических системах также используется арматура, обеспечивающая плавное управление расходом за счёт изменения гидравлического сопротивления с надёжной фиксацией промежуточных положений. Для этих целей используются запорно-регулирующие вентили, имеющие золотник с профилированной рабочей поверхностью (обычно пробкового типа) и хорошо притертые уплотняющие кромки. При малых диаметрах условных проходов используются золотники в виде конуса. Разновидность таких вентилей носит название игольчатых вентилей.
  Клапаны обратные подъёмные
  Обратный клапан — это разновидность самосрабатывающих предохранительных устройств, предназначенных для предотвращения обратного потока рабочей среды в трубопроводе при падении в нем давления ниже определенного значения. Подъемные обратные клапаны имеют затвор, совершающий возвратно-поступательное движение перпендикулярно направлению движения рабочей среды в трубопроводе. Подъемные обратные клапаны, имеющие защитную сетку на входе и предназначенные для установки в начале всасывающего трубопровода, называются приемными клапанами. Имеются также конструкции приемных клапанов с сеткой, выполненных с поворотными затворами.
  Достоинства клапанов обратных подъемных:
  простота конструкции;
  надежная герметичность.
  Недостатки клапанов обратных подъемных:
  большое гидравлическое сопротивление;
  возможность заедания затвора в направляющей части крышки при использовании клапана в системах с загрязненной рабочей средой.
  Клапаны предохранительные
  Предохранительные клапаны — это вид трубопроводной арматуры, предназначенный для автоматической защиты технологической системы и трубопроводов от недопустимого повышения давления рабочей среды путем частичного ее сброса из защищаемой системы. Наиболее распространены пружинные предохранительные клапаны, в которых давлению рабочей среды противодействует сила сжатой пружины. Направление подачи рабочей среды — под золотник.
  По способу выпуска рабочей среды предохранительные клапаны подразделяются на:
  клапаны открытого типа, работающие без противодавления и сбрасывающие рабочую среду непосредственно в атмосферу;
  клапаны закрытого типа, сбрасывающие рабочую среду в трубопровод (всасывающую линию перекачивающих устройств, «факельную» линию и т.п.). В этом случае клапан работает с противодавлением.
  По высоте подъема золотника, определяющей пропускную способность клапанов, они подразделяются на:
  низкоподъемные (малоподъемные), у которых высота подъема золотника равна примерно 0,05 диаметра седла. Применяются такие клапаны, как правило, в системах с жидкой рабочей средой, когда не требуется большая пропускная способность;
  полноподъемные, у которых высота подъема золотника более 0,25 диаметра седла. Применяются такие клапаны в системах с газообразными средами. Открытие клапана происходит сразу на полный ход золотника.
  Предохранительные клапаны выпускаются в двух исполнениях — с устройством для ручного открытия (ручным дублером) или без такого устройства.
  Достоинства пружинных предохранительных клапанов:
  относительно малые габаритные размеры при больших проходных сечениях;
  возможность установки как в вертикальном, так и в горизонтальном положениях;
  возможность получения высокой пропускной способности.
  Недостаток пружинных предохранительных клапанов — резкое возрастание усилия пружины при ее сжатий в процессе подъема золотника.
  Предохранительные клапаны производства ОАО «Благовещенский арматурный завод».
  Предохранительные клапаны производства ОАО «Благовещенский арматурный завод» могут устанавливаться в системах с жидкой и газообразной, химической или нефтяной рабочей средой.
  По заводской спецификации клапаны имеют маркировку типа СППК4Р-100-16, где буквенно-цифровое обозначение означает следующее:
  СППК — специальный пружинный предохранительный клапан;
  4 — номер модификации клапана;
  Р — обозначает наличие рычага ручного дублера (при его отсутствии буква не указывается);
  100 — условный проход на входе в мм (Ду);
  16 — рабочее давление в кгс/см2 (Ру).
  По традиционной «таблице фигур» эти клапаны имеют условное обозначение типа 17с7нж где:
  17 — обозначение типа арматуры — предохранительный клапан;
  с — обозначение материала корпуса клапана (сталь 20Л);
  7 — условные числа, обозначающие номер модификации клапана;
  нж — обозначение материала седла клапана.
  Эти клапаны относятся к полноподъемным пружинным предохранительным клапанам двухпозиционного действия закрытого типа, но работают как полноподъемные только на газообразных (парообразных) средах. При работе на жидких (несжимаемых) средах их пропускная способность в 4-8 раз меньше, чем при работе на газообразных средах. Для проверки исправности и продувки клапана в рабочем состоянии клапаны типа СППК4Р имеют специальный рычаг для ручного открытия — устройство «ручного подрыва». У клапанов типа СППК4 рычаг отсутствует.
  Предохранительные клапаны производства ЗАО «Армагус».
  Предприятием ЗАО «Армагус» выпускаются два вида предохранительных клапанов:
  17с28нж (Р55166) — для применения в системах с условным рабочим давлением 16кгс/см2;
  17с50нж (Р53089) — для применения в системах в условным рабочим давлением 40кге/см2.
  Установочное положение клапанов на трубопроводе — вертикальное, колпаком вверх.
  Принципиально конструкция клапанов производства ЗАО «Армагус» не отличается от конструкции клапанов производства Благовещенского арматурного завода.
  Эти клапаны также относятся к полноподъемным пружинным предохранительным клапанам двухпозиционного действия. Корпуса клапанов изготовлены из стали 25Л, а основные детали — из стали 20Х13Л. Уплотнение в затворе клапанов — металл по металлу. Номинальный диаметр условного прохода на входе Ду = 50 или 80мм. Конструкцией клапанов предусмотрена возможность ручного открытия с помощью рукоятки («ручной подрыв»).
  Клапаны обратные поворотные
  Клапаны обратные поворотные имеют затвор, поворачивающийся вокруг горизонтальной оси, расположенной выше центра седла клапана. Поворотные обратные клапаны делятся на простые и безударные. В простых клапанах ось поворота диска («захлопки») вынесена за пределы проходного отверстия, а в безударных — ось пересекает проходное отверстие и расположена выше его центра. Все обратные клапаны устанавливаются в трубопроводах только в одном направлении с учетом движения рабочей среды — со стороны седла корпуса «под клапан». Некоторые поворотные обратные клапаны имеют диск с внутренним противовесом или специальным «закрылком» для создания дополнительного гидродинамического момента.
  Достоинства клапанов обратных поворотных:
  малая строительная длина;
  возможность работы в системах с загрязнённой рабочей средой.
  Недостатки клапанов обратных поворотных:
  возможность возникновения гидравличеого удара в момент закрытия при резком падении давления на входе клапана (в клапанах большого диаметра);
  обязательность установки на трубопроводе в строго определенном положении.
  Регуляторы давления и клапаны регулирующие
  Регуляторы давления и клапаны регулирующие относятся к регулирующей арматуре, предназначенной для управления параметрами рабочей среды на определенном участке технологической системы или трубопровода, и состоят из двух функционально связанных частей:
  регулирующего органа — клапана (или заслонки), непосредственно воздействующих на поток проходящей рабочей среды путем изменения их пропускной способности;
  исполнительного (управляющего) механизма, предназначенного для создания управляющего воздействия на регулирующий орган. В качестве исполнительных механизмов могут быть использованы электрические, пневматические или гидравлические приводы.
  В зависимости от положения регулирующего (запорного) органа регуляторы могут быть:
  нормально открытыми (НО) — с полностью открытым проходным сечением при отсутствии управляющего сигнала;
  нормально закрытыми (НЗ) — с полностью закрытым проходным сечением при отсутствии управляющего сигнала.
  В зависимости от конструкции регулирующего органа регулирующие клапаны могут быть односедельными или двухседельными.
  Односедельные регулирующие клапаны, по сравнению с двухседельными, обладают тем преимуществом, что обеспечивают герметичное перекрытие потока рабочей среды в закрытом положении.
  Недостатком односедельных регулирующих клапанов является то, что их плунжер неразгруженный, и поэтому для них требуются более мощные приводы. Кроне того, при одном и том же условном проходе односедельные клапаны имеют меньшую (примерно в 1,6 раза) величину пропускной способности, по сравнению с двухседельными.
  Односедельные клапаны подразделяются на регулирующие и запорно-регулирующие.
  Как правило, односедельные регулирующие клапаны применяют в тех случаях, когда необходимо получить надежное перекрытие потока при закрытом клапане, а также при регулировании потоков вязких жидкостей и неоднородных сред. Односедельные клапаны применяют также при малых условных проходах трубопроводов.
  Двухседельные регулирующие клапаны имеют разгруженный затвор, что является одним из основных их преимуществ перед односедельными клапанами. Усилие, развиваемое рабочей средой вследствие наличия перепада давления на клапане, действует одновременно на оба жестко связанных между собой плунжера в противоположных направлениях. Благодаря этому двух седельные регулирующие клапаны при одном и том же приводе можно применять при более высоких перепадах давления, по сравнению с другими типами клапанов.
  Недостатком двухседельных регулирующих клапанов является невозможность герметичного перекрытия прохода из-за неравномерности температурной деформации деталей вследствие различия коэффициентов линейного расширения материалов затвора и корпуса, неравномерности износа обоих седел, сложности точной одновременной притирки плунжеров к седлам. Вид действия (нормально открытый или нормально закрытый) двухседельного клапана может быть изменен путем различной сборки одних и тех же деталей (седел и плунжеров).
  Двухседельные регулирующие клапаны могут иметь линейную или равнопроцентную (логарифмическую) характеристику. При одном и том же условном диаметре эти клапаны могут иметь различные условные пропускные способности. Для регулирования потоков агрессивных рабочих сред применяются, как правило, диафрагмовые регулирующие клапаны. Корпус диафрагмового клапана изготавливается из чугуна и изнутри покрывается кислотостойкими материалами (полиэтилен, фторопласт, эмалевое покрытие и др.).
  К достоинствам диафрагмовых регулирующих клапанов относятся: возможность применения дешевых антикоррозионных материалов, взамен дорогостоящих нержавеющих сталей, а также бессальниковая конструкция клапана. К недостаткам диафрагмовых клапанов относятся: неразгруженность затвора и ограниченные величины давления и температуры регулируемой рабочей среды.
  Задвижки
  Задвижки предназначены для полного перекрытия потока рабочей среды и являются одним из наиболее распространенных типов запорной трубопроводной арматуры, устанавливаемой на технологических и магистральных трубопроводах. Запирающий элемент в задвижках перемещается возвратно-поступательно, перпендикулярно направлению потока рабочей среды и имеет два крайних рабочих положения — «открыто» и «закрыто».
  В настоящее время выпускается большое количество конструктивных разновидностей задвижек, отличающихся:
  конструкцией запирающего элемента (затвора);
  расположением ходового узла;
  типом привода;
  способом подсоединения к трубопроводу.
  В зависимости от конструкции запорного органа задвижки подразделяются на клиновые и параллельные: у первых уплотнительные кольца расположены под небольшим углом, образуя клин, а у вторых — уплотнительные кольца расположены параллельно друг другу.
  Клиновые задвижки изготовляются с цельным (жестким или упругим) клином или составным двухдисковым клином, образованным двумя расположенными под углом друг к другу дисками, образующими таким образом клин. Применение жесткого клина в задвижках малых диаметров создает надежную конструкцию с высокой герметичностью запирающего элемента, но при колебаниях температуры рабочей среды здесь возникает вероятность заклинивания затвора в корпусе. Затвор в виде упругого клина лишён этого недостатка. При повышенных требованиях к герметичности применяется двухдисковый затвор.
  Параллельные задвижки могут иметь затвор в виде одного диска или листа (шиберная), или в виде двух дисков с расположенным между ними распорным клином или распорной пружиной. При неблагоприятных условиях работы уплотнительных колец затвора, во избежание коррозии и задирания металла рабочих поверхностей, применяются параллельные задвижки со смазкой. В таких задвижках полость корпуса заполняется консистентной смазкой, которая смазывает уплотнительные кольца и несколько повышает герметичность затвора.
  Задвижки могут быть с выдвижным или невыдвижным (вращаемым) шпинделем.
  В первом случае при открытии и закрытии задвижки шпиндель совершает поступательное или вращательно-поступательное (винтовое) движение, а ходовая резьба шпинделя и гайка находятся вне полости задвижки.
  Во втором случае при открытии и закрытии задвижки шпиндель совершает только вращательное движение, а ходовая резьба находится внутри полости задвижки в контакте с рабочей средой. Такие задвижки применимы для трубопроводов, транспортирующих минеральные масла, нефть и воду, не засоренные твердыми примесями и обеспечивающие смазку пары трения «шпиндель — ходовая гайка».
  Для управления задвижками используется ручной или электрический привод. На задвижках больших диаметров с ручным управлением используется редуктор с червячной, конической или цилиндрической зубчатой передачами для уменьшения необходимого усилия на маховиках ручного привода.
  К трубопроводу задвижки крепятся при помощи стандартных фланцев с болтовыми соединениями или при помощи сварки. Сварные соединения более надёжны, по сравнению с фланцевыми, и поэтому используются в наиболее ответственных случаях — например, в энергетических системах при высоких температурах и давлениях рабочей среды.
  Задвижки обычно изготавливаются полнопроходными, т.е. диаметр прохода задвижек практически равен диаметру трубопровода. В некоторых случаях, с целью уменьшения массы и габаритов, снижения усилий и моментов, необходимых для управления арматурой, используются суженные («раструбные») задвижки, у которых диаметр прохода в корпусе меньше внутреннего диаметра соединительных фланцев (как правило, на одну ступень параметрического ряда условных диаметров).
  Задвижки с большими условными диаметрами прохода могут снабжаться наружным обводом (дополнительной «шунтирующей» задвижкой малого диаметра) для снижения усилия, необходимого при открывании задвижки.
  Некоторые типы задвижек снабжены указателем положения затвора, который может иметь линейную или круговую шкалу.
  Достоинства задвижек:
  сравнительная простота конструкции;
  малое гидравлическое сопротивление;
  малая строительная длина.
  Недостатки задвижек:
  большое время открытия и закрытия;
  большая строительная высота, по сравнению с другими видами арматуры;
  невозможность использования для регулирования потока рабочей среды.
  Затворы поворотные дисковые
  Затвор поворотный дисковый — это разновидность трубопроводной арматуры, представляющая собой кольцевой корпус с расположенным в нем поворотным диском, и предназначенная для использования в качестве запорной или регулирующей арматуры. Затворы, как правило, устанавливаются на магистралях большого диаметра в гидротехнических сооружениях. Запорный орган (диск) в затворе поворачивается вокруг оси, расположенной перпендикулярно к оси прохода. Для герметизации запорного органа применяются металлические или мягкие (резина, фторопласт) уплотнительные кольца. Управление затвором может осуществляться вручную (через редуктор) или при помощи электропривода. Затворы, используемые в варианте регулирующих заслонок, могут иметь пневматический, мембранный или гидравлический приводы.
  Достоинства затворов поворотных дисковых:
  низкое гидравлическое сопротивление;
  отсутствуют зоны, в которых могут скапливаться частицы и грязь;
  сравнительно небольшие габаритные размеры и масса.
  Недостатки затворов поворотных дисковых:
  пониженная герметичность запорного органа;
  большие крутящие моменты на валу из-за больших неразгруженных усилий, действующих на диск;
  трудность получения расчетных пропускных характеристик при работе затвора в качестве регулирующей заслонки.
  Конденсатоотводчики
  Конденсатоотводчики относятся к фазораздепитепьной арматуре и предназначены для автоматического отделения конденсата от пароводяной эмульсии и вывода его из системы, как не участвующего в технологическом процессе. По конструктивному исполнению Конденсатоотводчики подразделяются на клапанные и бесклапанные.
  Клапанные конденсатоотводчики периодического действия применяются в энергетических установках, где образование конденсата нерегулярно (при прогреве участков системы в периоды пуска установок, переключения линий и т.п.), и подразделяются на термодинамические и поплавковые.
  В термодинамических конденсатоотводчиках имеется диск, перекрывающий входное отверстие для пара, который открывает его при наличии конденсата.
  В поплавковых конденсатоотводчиках выпуском конденсата управляет поплавок, который может быть открытым, опрокинутым или закрытым.
  Более распространёнными в настоящее время являются термодинамические конденсатоотводчики, имеющие малые габариты и массу, простую конструкцию и высокую надежность.
  Электроприводы
  Электроприводы предназначены для дистанционного и местного управления различными по конструкции и характеристикам изделиями трубопроводной арматуры.
  В статье рассмотрены электроприводы производства ОАО «Тулаэлектропривод», применяемые в основном с задвижками. Заводом выпускается шесть типов электроприводов — М, А, Б, В, Г и Д, различающихся по следующим параметрам:
  крутящему моменту на выходном валу;
  частоте вращения выходного вала;
  числу оборотов выходного вала, необходимому для полного закрытия (открытия) затвора арматуры;
  максимальному усилию на ободе маховика;
  мощностью электродвигателя;
  габаритным и присоединительным размерам;
  типом ввода управляющего кабеля — штепсельным (ШР) или сальниковым (С). Электроприводы позволяют осуществлять:
  открытие и закрытие прохода арматуры с пульта управления и остановку запорного устройства арматуры в любом промежуточном положении;
  автоматическое отключение электродвигателя при помощи муфты предельного момента при достижении запорным устройством арматуры крайних положений («ОТКРЫТО» или «ЗАКРЫТО») или при аварийном заедании подвижных частей в процессе хода на открытие или закрытие;
  сигнализацию на пульте управления крайних положений запорного устройства арматуры и срабатывания муфты предельного момента;
  местное указание крайних положений запорного устройства арматуры на циферблате указателя;
  дистанционное указание степени открытия прохода арматуры на пульте управления (по особому заказу потребителей);
  автоматическое переключение электропривода из положения ручного управления на электрическое;
  электрическую блокировку электроприводов с работой других механизмов и агрегатов (по особому заказу потребителей);
  регулировку величины крутящего момента в заданных пределах.
  Установочное положение электроприводов — любое. Электроприводы рассчитаны для работы в повторно-кратковременном режиме в соответствии с характеристиками электродвигателей. Род тока для питания электродвигателей — переменный, трехфазный, напряжением 380В, частотой 50Гц. Ввод электропитания может быть сальниковым или штепсельным. Электроприводы выпускаются в общепромышленном и взрывозащищенном исполнениях.
  Энергетическая арматура
  Энергетическая арматура является одним из видов промышленной трубопроводной арматуры для особых условий работы и предназначена для применения в системах при высоких энергетических параметрах (давлениях и температурах) воды и пара. В энергетической арматуре применяются конструктивные решения и соответствующие материалы, позволяющие достичь необходимого уровня надежности и безопасности функционирования этой арматуры. Производят ОАО «Сибэнергомаш» и ОАО «Таганрогский завод «Красный Котельщик».
  Фланцы
  Фланцы применяются для подсоединения изделий арматуры к трубопроводам, соединения отдельных участков трубопроводов между собой и для присоединения трубопроводов к различному оборудованию.
  ГОСТ 12815-80 предусматривает 9 исполнений фланцев, отличающихся формой и геометрическими размерами стыковочных поверхностей.
  Наиболее широко используются фланцы 1-го исполнения. Фланцы других исполнений используются, как правило, с арматурой, работающей при высоких давлениях, с агрессивной рабочей средой и др. В зависимости от способа приварки фланцев к трубопроводу они бывают двух видов — приварные плоские и приварные встык (воротниковые).
  Плоские фланцы должны соответствовать требованиям ГОСТ 12820-80 и могут применяться в диапазоне температуры от -70 до 450 °С. Фланцы приварные встык (воротниковые) должны соответствовать требованиям ГОСТ 12821-80 и могут применяться в диапазоне температуры от -253 до 600 °С.
  В технической документации и чертежах каждый тип фланца имеет определенное обозначение, например: Фланец 1-50-6 ст.20 ГОСТ 12821-80 где:
  1 — исполнение фланца;
  50 — условный проход «Ду»;
  6 — условное давление «Ру»;
  ст.20 — марка стали, из которой изготовлено изделие.
  Подобрать фланцы, соответствующие данному типу арматуры, исходя из ее основных параметров — диаметра условного прохода «Ду» и условного давления «Ру», можно по таблицам, приведенным ниже.
  Болты, гайки, шпильки, прокладки
  Определить потребное количество болтов с гайками (или шпилек) и размеры прокладок можно по приведенным таблицам . Размеры болтов и шпилек необходимо выбирать с учётом диаметра условного прохода арматуры и условного давления. Для этих целей можно использовать данные из приведенных ниже таблиц.
  Размеры болтов D (мм) х L (мм) по ГОСТ 7798-70 и ГОСТ 10602-94 для фланцевых соединений на различные давления (Ру)
  Dy Py, кгс/см2
  1 и 2,5 6 10 16 25
  10 M10x35 M10x45 M12x40 M12x45 M12x50
  15 M12x45
  20 M10x40 M10x45 M12x50 M12x55
  25
  32 M12x45 M12x50 M16x55 M16x60
  40 M16x60 M15x65
  50 M16x65 M16x70
  65 M16x60
  80 M16x50 M16x55
  100 M16x65 M16x70 M20x80
  125 M16x55 M16x60 M16x70 M24x90
  150 M20x70 M20x80
  175 M16x60 M16x65 M20x75
  200 M24x100
  225 M27x100
  250 M16x65 M16x70 M24x90
  300 M20x70 M20x75 M20x80 M27x110
  350 M24x100 M30x120
  400 M20x75 M20x80 M24x90 M27x110 M30x130
  450 M27x120
  500 M30x130 M36x140
  600 M24x80 M24x90 M27x110 M36x140 M36x150
  700 M42x160
  800 M27x90 M27x100 M30x120 M42x170
  900 M48x180
  1000 M30x130 M42x150 M52x190
  1200 M30x110 M36x150 M48x160 —
  Размеры шпилек D(мм) х L(мм) по ГОСТ 9066-75 для фланцевых соединений на различные Ру
  Dy Py, кгс/см2
  1 и 2,5 6 10 16 25 40 64 100
  10 M10x50 M12x60 M12x70 M12x80
  15
  20 M12x60 M12x70 M16x90 M16x90
  25 M16x100
  32 M12x60 M16x70 M16x80 M12x80 M16x90 M20x110 M20x110
  40 M16x80
  50 M24x120
  65 M16x90 M20x120 M24x130
  80 M16x70 M16x90 M16x100
  100 M20x100 M20x110 M24x130 M27x150
  125 M16x70 M16x80 M16x90 M24x110 M24x120 M27x150 M30x170
  150 M20x100 M20x100 M30x160 M30x180
  175 M16x80 M24x120 M27x150 M30x170
  200 M20x110 M36x200
  225 M27x130 M30x170 M30x180 M36x210
  250 M24x120 M36x210 M42x250
  300 M20x90 M27x140 M30x180 M36x220 M48x270
  350 M20x90 M20x100 M30x150 M30x190 M42x240 M48x280
  400 M24x110 M27x130 M30x160 M36x220
  450 M20x100 M27x140
  500 M24x120 M30x160 M36x180 M42x240
  600 M24x110 M27x130 M36x170 M36x190 M48x240
  700 M36x180 M42x210
  800 M27x120 M30x150 M48x220
  900 M27x140 M48x230
  1000 M30x160 M42x200 M52x240
  1200 M30x140 M36x180 M48x210
  Болты с гайками отгружаются со складов по весу, а не штучно, поэтому определив их количество, по приведенной ниже таблице элементарным расчётом можно определить суммарную массу болтов с гайками. При этом надо учесть, что масса болта (без гайки) составляет примерно 80% от суммарной массы, гайки — 20% соответственно.
  Отводы, переходы
  При монтаже трубопроводов и технологических систем неизбежно возникает необходимость их прокладки с поворотами на различные углы и перехода с одного диаметра на другой. Для этих целей промышленностью выпускаются приварные отводы крутоизогнутые с углами поворота 45, 60 и 90 градусов, отводы гнутые и переходы для стандартных трубопроводов. Основные размеры указанных выше изделий приведены на рисунках и в таблицах.
  Фитинги
  При монтаже трубопроводов небольших диаметров, как правило, используются разборные резьбовые соединения с цилиндрической трубной резьбой при помощи фитингов (сгонов. бочат, угольников, тройников, крестов, муфт, контргаек, сгонов, бочат, резьб). Кресты, угольники, тройники и муфты выпускаются в вариантах для соединения трубопроводов как одинакового диаметра, так и различных диаметров (переходные).
  Фитинги могут быть из ковкого чугуна, стальные или оцинкованные. Наиболее распространёнными являются фитинги из ковкого чугуна с цинковым покрытием и без покрытия, предназначенные для применения в системах отопления, водопровода, газопровода и в других системах в условиях неагрессивных сред при температуре рабочей среды не выше 175 С на условное давление 16 кгс/см2 при условных проходах до 40мм, а также на условное давление 10 кгс/см2 при условных проходах до 100мм.
  Основные размеры, конструкция и номенклатура фитингов приведены ниже на рисунках и в таблицах.