Краны. Определения и описания

Кран — это запорное устройство, в котором подвижная деталь затвора имеет форму тела вращения с отверстием для пропуска потока рабочей среды и для его перекрытия, вращается вокруг своей оси, перпендикулярной оси трубопровода. Любой кран имеет две основные детали — неподвижную (корпус) и вращающуюся (пробку).
  В зависимости от геометрической формы уплотнительной поверхности затвора краны разделяются на три основных типа: конические, цилиндрические и шаровые (сферические).
  В зависимости от характера движения пробки различают краны с вращением пробки без подъема и с подъемом (отжимом) пробки перед поворотом и последующим опусканием (прижимом) после поворота.
  По наличию или отсутствию сужения прохода краны бывают полнопроходные и суженные.
  По форме прохода краны могут быть с круглым, прямоугольным, трапецеидальным и овальным проходами.
  По материалу корпуса или пробки различают краны бронзовые, латунные, цинков о-алюминиевые, чугунные, стальные, титановые, пластмассовые, керамические, графитовые и др.
  По материалу уплотнительных поверхностей краны бывают с металлическими, пластмассовыми, графитовыми и резиновыми седлами или гнездами.
  По конструкции корпуса различают краны с разъемом параллельным, перпендикулярным или наклонным к оси трубопровода и с цельным корпусом (без разъема).
  По типу управления и привода краны могут быть с ручным управлением, с гидравлическим, пневматическим или электрическим приводом.
  По направлению потока и числу патрубков различают краны проходные, угловые, трехходовые и многоходовые.
  Краны применяются как для жидких сред, практически почти с любыми свойствами, так и для газообразных.
  Запорные краны в основным используются на магистральных трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, а также в системах городского и коммунального хозяйства.
  Достоинства кранов:
  малое время открытия и закрытия;
  низкое гидравлическое сопротивление;
  небольшая высота и строительная длина.
  Недостатки кранов:
  большие крутящие моменты, необходимые для управления;
  необходимость применения (для некоторых разновидностей) неметаллических уплотнительных элементов.