Задвижки и затворы. Определения и описания

К задвижкам относятся запорные устройства, в которых проход перекрывается поступательным перемещением затвора в направлении, перпендикулярном движению потока транспортируемой среды.
  В сравнении с другими видами запорной арматуры задвижки имеют следующие преимущества: незначительное гидравлическое сопротивление при полностью открытом проходе; отсутствие поворотов потока рабочей среды; возможность применения для перекрытия потоков среды большой вязкости; относительно небольшая строительная длина; возможность подачи среды в любом направлении.
  К недостаткам задвижек следует отнести: невозможность применения для сред с кристаллизующимися включениями; сравнительно небольшой допускаемый перепад давлений на затворе; невысокая скорость срабатывания; возможность получения гидравлического удара в конце хода; трудности ремонта изношенных уплотнительных поверхностей затвора при эксплуатации.
  Задвижки выпускаются с выдвижным шпинделем и невыдвижным.
  Если ходовая гайка, соединенная со шпинделем, расположена на затворе и, соответственно, шпиндель при вращении углубляется в затвор, то данная конструкция называется «с неподвижным шпинделем».
  Если ходовая гайка расположена в корпусе и, соответственно, шпиндель выдвигается вверх над ходовой гайкой, то данная конструкция называется «с выдвижным шпинделем».
  В части конструкции затвора задвижки классифицируются на параллельные и клиновые.
  Параллельные задвижки (шифр 30, 31)
  В задвижках этого типа уплотнительные поверхности седел параллельны друг другу. Затвор в параллельных задвижках обычно называют «диском», «шибером» или «ножом».
  Однодисковые задвижки (шиберные) применяют тогда, когда не требуется высокой герметичности. Жесткая конструкция затвора позволяет использовать их для довольно больших рабочих давлений и температур рабочей среды.
  Двухдисковые параллельные задвижки.
  Эти задвижки обеспечивают достаточно хорошее уплотнение в затворе в закрытом положении, и их применяют, когда требуется надежная герметизация.
  Клиновые задвижки. К клиновым относятся задвижки, затвор которых имеет вид плоского «клина». В клиновых задвижках седла и их уплотнительные поверхности параллельны уплотнительным поверхностям затвора и расположены под некоторым углом к направлению перемещения затвора.
  Задвижки выпускаются с цельным клином.
  Эта конструкция имеет ряд недостатков: повышенный износ уплотнительных поверхностей; потребность в индивидуальной пригонке седел и клина при сборе для обеспечения герметичности (это полностью исключает взаимозаменяемость клина и седел и усложняет ремонт); возможность заедания клина в закрытом положении в результате износа, коррозии или под действием температуры.
  Задвижки с упругим клином. Конструкция затвора задвижек этого типа обеспечивает хорошее уплотнение прохода в закрытом положении без индивидуальной технологической подгонки, так как затвор выполнен в виде разрезанного (или полуразрезанного) клина, обе части которых связаны между собой упругим (пружинящим) элементом. Под действием усилия прижатия, которое передается через шпиндель, в закрытом положении последний может изгибаться в пределах упругих деформаций, обеспечивая плотное прилегание обоих уплотнительных составным клином или двухдисковые поверхностей клина к седлам.
  Задвижки с, как правило, применяются тогда, когда требуется весьма высокая степень герметичности затвора при закрытом положении задвижки.
  При необходимости задвижки сравнительно небольших типоразмеров можно заменить на клапан запорный вентильного типа или на кран.
  Затвор поворотный дисковый (шифр 32)
  Дисковые поворотные затворы — это тип арматуры, в котором запорный элемент в виде диска, диаметром приблизительно равным внутреннему диаметру трубопровода, открывается и закрывается вращением этого диска вокруг оси, перпендикулярной оси трубопровода.
  Дисковые поворотные затворы позволяют соединить в одной конструкции две основные функции трубопроводной арматуры — регулирование и запирание потока.
  Область применения дисковых затворов ограничена по сравнению с другими типами арматуры из-за того, что их конструкция плохо приспособлена для работы при средних и высоких давлениях рабочей среды.
  Затворы выпускаются с различными видами уплотнения запорного элемента:
  с эластичным уплотнением на диске;
  с эластичным уплотнением в корпусе;
  с эластичной рубашкой в корпусе;
  с металлическим уплотнением.
  Основное преимущество затворов с уплотнением в корпусе по сравнению с затворами с уплотнениями на диске — значительно меньшее воздействие среды на уплотнение, что существенно повышает долговечность последнего.
  Эластичное уплотнение обеспечивает большую герметичность по сравнению с металлическим, но это достигается за счет снижения долговечности затвора.
  Следует отметить, что при отсутствии затвора (или другого запорного устройства) можно изготовить в ремонтных мастерских сравнительно простую конструкцию затвора с эластичным уплотнением на диске.
  Задвижка шланговая (шифр 33); Затвор шланговый (шифр 32)
  Шланговая задвижка отличается тем, что рабочая среда проходит через эластичный патрубок (шланг), который, деформируясь под действием шпинделя, изменяет площадь проходного сечения, а следовательно, и расход рабочей среды.
  Шланговые задвижки могут работать в любой среде, если последняя не разрушает материал шланга.
  Эластичные патрубки изготавливаются из резины (бензостойкой, маслостойкой, химически стойкой).
  Основное достоинство шланговых задвижек — полная герметизация рабочей среды от внешней, главный недостаток — небольшой срок службы эластичного патрубка.
  Другие преимущества шланговой задвижки: — исключается застой продукта, т.к. конструкция прямоточная с малым гидравлическим сопротивлением; — в закрытом положении эластичный патрубок надежно перекрывает проход, отсекая подачу среды в отводящий трубопровод.
  Другие недостатки шланговой задвижки:
  невысокая температура регулируемой среды до 80о;
  небольшое рабочее давление до 10 кгс/см2;
  для обеспечения зажима эластичного патрубка необходимо значительное усилие управления.
  С точки зрения замен задвижку шланговую целесообразнее всего заменять мембранным запорным клапаном. Замена на сильфонный клапан, который тоже обеспечивает полную герметичность, удорожает систему.
  По конструктивному выполнению и функциональному назначению к шланговым задвижкам близки шланговые затворы, имеющие шифр 32. На основании этого часто один тип этой арматуры заменяется другим.