Кран шаровый фланцевый — современный вид трубопроводной арматуры, основным отличием которого является запирающий элемент, выполненный в форме шара. К основным преимуществам крана шарового фланцевого относят меньшее гидравлическое сопротивление, большую надежность, легкость открытия и закрытия, возможность визуально контролировать положение запирающего органа и компактность. Кран шаровый фланцевый предназначен для периодического перекрытия потока рабочей среды и устанавливается на автомобильных газонаполнительных станциях, а также на трубопроводах обвязки.
Краны шаровые фланцевые являются наиболее совершенными по своим эксплуатационным характеристикам. В них пробка выполнена в виде полированного шара, имеющего круглое отверстие для прохода потока. Диаметр отверстия в точности равен внутреннему диаметру подсоединяемого трубопровода, поэтому данный кран практически не создает местных сопротивлений потоку. Пробка крана не касается поверхности корпуса, что исключает возможность «прикипания». Уплотнение затвора осуществляется за счет двух фторпластовых кольцевых прокладок, устанавливаемых на заводе в момент сборки крана с усилием, превышающим предел текучести фторпласта, вследствие чего он надежно заполняет зазор между пробкой и корпусом и обеспечивает высокую герметичность всего крана. Краны шаровые фланцевые предназначены для перекрытия потока в системах водо-, газо- и теплоснабжения. От запорно-регулирующих клапанов они отличаются простотой применения, надежностью, долговечностью и большим рабочим давлением
Краны по форме затвора подразделяются на конусные, шаровые и цилиндрические. Конусные краны могут быть сальниковыми или натяжными в зависимости от того, как регулируется посадка пробки в корпусе: сальником (в верхней части крана) или гайкой (в нижней части крана). Краны могут быть проходными и пробно-спускными. Проходные краны устанавливаются на участке трубопровода и имеют два присоединительных патрубка, пробно-спускные краны устанавливаются на агрегатах, котлах, емкостях, резервуарах и имеют один присоединительный патрубок и прямой или изогнутый спуск. Краны могут быть двух- или трехходовыми в зависимости от числа рабочих положений пробки. Краны со смазкой имеют устройство для периодической (ручной или автоматической) подачи густой смазки по каналам на пробке и корпусе для смазывания подвижного соединения. Краны для бесколодезной установки имеют конструкцию с органами управления, поднятыми над корпусом.
Недостатками кранов являются значительный крутящий момент для управления, а также ограниченная область применения в связи с наличием, как правило, неметаллических уплотнительных элементов; достоинствами — многоцелевое назначение, а также возможность обеспечения полнопроходности, малые строительные длина и высота.
Диапазон применения: DN до 2500 мм, PN до 320 кгс/см2, температура рабочей среды от -200 до +400 °С.